реализм


реализм
        РЕАЛИЗМ (от позднелат. realis — вещественный, действительный) — философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, толкуемую либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта познавательного процесса и опыта (философский Р. 20 в.).
        Как школа Р. возникает в средневековой философии в качестве одного из основных (наряду с концептуализмом и номинализмом) вариантов решения спора об универсалиях, выясняющего онтологический статус общих понятий. В отличие от номинализма, для которого реальна лишь единичная вещь, а универсалия признается понятийным обобщением сходства предметов, Р. считает, что универсалии существуют реально и независимо от сознания (universalia sunt realia). Два основных вида Р.: крайний Р., считающий, что универсалии существуют независимо от вещей, и умеренный Р., полагающий, что они реальны, но существуют в единичных вещах. Крайний Р. из-за пантеистических тенденций конфликтовал с Церковью. Поэтому господствовал умеренный Р. Генетически крайний Р. восходил к платоновскому учению об идеях, переработанному неоплатонизмом и патристикой (в частности, Августином в его «экземпляризме»), а умеренный Р. — к аристотелизму (в версии Порфирия и Боэция, которые сформулировали проблему универсалий). В дальнейшем оба направления породили широкий спектр вариантов. Иоанн Скот Эриугена (9 в.) считал, что общее целиком присутствует в индивидууме (в единичных вещах) и предшествует ему в божественном уме; сама вещь в своей телесности есть результат облечения сущности акциденциями (случайными свойствами) и является суммой умопостигаемых качеств. В 11 в. крайний Р. возникает как опозиция номинализму Росцелина, выраженная в доктрине Гильома из Шампо, утверждавшего, что универсалии как «первая субстанция» пребывают в вещах в качестве их сущности. В платоновском русле развивают свои учения Ансельм Кентерберийский (11 в.) и Аделярд Батский (12 в.). Ансельм признает идеальное бытие универсалий в божественном разуме, но не признает их существования наряду с вещами и вне человеческого или божественного ума. Наиболее влиятельными версиями Р. оказались учения Альберта Великого и Фомы Аквинского (13 в.), синтезировавших идеи Аристотеля, Авиценны и христианского богословия. Универсалии, согласно Фоме, существуют трояко: «до вещей» в божественном разуме — как их идеи, вечные прообразы; «в вещах» как их сущности, субстанциальные формы; «после вещей» в человеческом разуме — как понятия, результат абстракции. В томизме универсалии отождествляются с аристотелевской формой, а материя служит принципом индивидуации, т.е. разделения общего на особенное. Умеренный Р., поколебленный номиналистом Оккамом, продолжает существовать вплоть до 16 в. (Суарес).
        В Новое время теоретические установки Р. и номинализма унаследовали, соответственно, направления рационализма и эмпиризма, которые перенесли спор об универсалиях из онтологического плана в гносеологический. После «коперниканской революции» Канта классические формулировки Р. теряют смысл, и его тематика возрождается лишь в 20 в. в связи с методологическими проблемами математики, естествознания, логики, лингвистики. Аргументацию классического Р. отчасти возобновили некоторые направления современной аналитической философии: неореализм, критический Р., критическая онтология. В современной философии науки реализмом («научным Р.» ) часто называют установку исследователя на признание познаваемой реальности как независимой от когнитивной активности субъекта.
        А.Л. Доброхотов
        Лит.: Котарбиньский Т. Спор об универсалиях в средние века // Избранные произведения. М., 1963; Попов П.С., Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М., 1974; Юлина Н. С. Проблема метафизики в американской философии XX века. М., 1978; Дегутис А.Ю. Онтологическая проблематика в современной аналитической философии // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988; Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997; Шишков A.M. Средневековая интеллектуальная культура. М., 2003; Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века М., 2004; Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode. Bd. 1—2. В., 1957; Carre M.H. Realists and nominalists. Oxford, 1961.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Синонимы:

Смотреть что такое "реализм" в других словарях:

  • Реализм — I. Общий характер реализма. II. Этапы реализма А. Реализм в литературе докапиталистического общества. Б. Буржуазный реализм на Западе. В. Буржуазно дворянский реализм в России. Г. Реализм революционно демократический. Д. Пролетарский реализм.… …   Литературная энциклопедия

  • РЕАЛИЗМ — (от позднелат. realis вещественный, действительный) филос. направление, признающее находящуюся вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания,… …   Философская энциклопедия

  • Реализм —         (от позднелат. realis вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм… …   Художественная энциклопедия

  • реализм — а, м. realisme m. 1. Направление в литературе и искусстве, ставящее свой целью правдивое воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах; правдивое изображение действительности. БАС 1. Уловить и передать правдивую черту… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Реализм —  Реализм  ♦ Réalisme    В распространенном смысле слова видение вещей такими, какие они есть, и способность к ним приспосабливаться. Противоположным реализму в этом смысле является отнюдь не идеализм, а глупость, утопизм или витание в облаках. В… …   Философский словарь Спонвиля

  • РЕАЛИЗМ — (ново лат., от realis действительный, с греч. окончанием). Философская система средних веков, приписывавшая общим понятиям действительность их существования, в противоположность номинализму философии: признавание сущности внешних предметов… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • реализм — реализма, м. [от латин. realis действительный] (книжн.). 1. Термин, к к–рому прибегали в 19 в. и начале 20 в. многие эклектики в философии для обозначения своих философских систем (филос.). «…Слово “реализм” захватано позитивистами и прочими… …   Толковый словарь Ушакова

  • РЕАЛИЗМ — (realism) Реализмом называют традиционный подход (в числе других политических подходов) к пониманию международных отношений (international relations). Реалистическое мышление принято противопоставлять идеализму (idealism). Реализм доминировал в… …   Политология. Словарь.

  • РЕАЛИЗМ — в искусстве, 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так широко понимаемый… …   Современная энциклопедия

  • РЕАЛИЗМ — в искусстве 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый… …   Большой Энциклопедический словарь

  • РЕАЛИЗМ — (на средневековой латыни realis вещественный, действительный) в философии, направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект… …   Современная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «реализм» >>